Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение «Гауфская средняя общеобразовательная школа имени О.Э. Зисса" Азовского немецкого национального муниципального района Омской области 


МЕНЮ САЙТА

Федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Уважаемые родители!

В России накоплена достаточно серьёзная нормативная база в области инклюзивного образования:
 - Конституция Российской Федерации
 - «Конвенция о правах ребенка»
 - «Конвенция ООН о правах инвалидов»
 - Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»
 - Закон РФ «Об образовании»
 - Резолюция 3447 (ХХХ) Генеральной Ассамблеи ООН в « Декларации о правах инвалидов», принятая 09 декабря 1975г
 - Декларации прав ребенка
 - Постановление Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. N 617
 - Федеральный закон от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,
 - Федеральный закон от 24 июля 1998г. №124-ФЗ « Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
 - Программа «Доступная среда для инвалидов»,
 - Концепция непрерывного образования.
 Активизация социальной политики в направлении демократизации и гуманизации общества, развитие национальной системы образования обусловливают поиски путей совершенствования организации, содержания и методик обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями.
 Изменение подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья направлено на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения. Одним из путей реализации этой задачи является образовательная инклюзия.
 Российская модель инклюзии базируется на позициях Л.С. Выготского, который определял личность и среду как целостность.  Сегодня инклюзивное (включенное) образование понимается как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями и нормально развивающихся сверстников. Создание модели психолого-педагогического сопровождения интегративного процесса можно рассматривать как одно из основных условий и составляющих успешности интеграции.
    С сентября 2014 года в силу вступает Федеральный государственный образовательный стандарт (СФГОС) начального образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
      Что это за документ и какое отношение он может иметь к вашим детям?
     СФГОС – это совокупность требований, обязательных при реализации школой основных образовательных программ начального образования детей, которые имеют ограниченные возможности здоровья: нарушения слуха, зрения, речи, интеллекта и др.
      Стандарт включает 4 варианта.
     Первый вариант (А). Данный вариант стандарта является цензовым. Он рекомендуется детям с ОВЗ, которые имеют высокий уровень общего и речевого развития и смогут обучаться в массовой (обычной) школе.
      Это могут быть дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие), в том числе с кохлеарным имплантом; с нарушенным зрением (слепые, слабовидящие), с речевыми нарушениями; с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА); с задержкой психического развития (ЗПР), с расстройствами аутистического спектра (РАС).
     Как следует из перечня представленных нарушений, первый вариант СФГОС не рекомендуется детям с умственной отсталостью. Если у Вашего ребёнка именно такое нарушение, для него предпочтительнее будет обучение в специальном (коррекционном) классе или в специальной (коррекционной) школе. Однако право выбора всегда остаётся за Вами. При этом не забывайте, что, попадая в массовый класс, ребёнок будет поставлен перед необходимостью осваивать программный материал в том же объёме и в том же темпе, что и его нормально развивающиеся сверстники. Оценка знаний ребёнка с ОВЗ будет осуществляться по тем же критериям, которые применяются по отношению к здоровым детям.
      Итак, реализация первого варианта СФГОС осуществляется в условиях инклюзивного образования.
     Второй вариант (В). Данный вариант также является цензовым. Он адресован детям с ОВЗ, обучающимся в специальных (коррекционных) школах и классах: с нарушениями слуха (глухим и слабослышащим), зрения (слепым, слабовидящим), с нарушениями речи, ОДА, с ЗПР, с РАС.
   Эти учащиеся получают образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием здоровых сверстников, но в продлённые сроки. Например, дети с нарушенным слухом при получении цензового образования обучаются в коррекционной школе на 2 года дольше, чем их нормально развивающиеся сверстники в массовой школе.
     Итак, в отличие от детей с ОВЗ, осваивающих первый вариант СФГОС, школьники находятся в среде сверстников с аналогичными нарушениями и сходными особыми образовательными потребностями.
    Третий вариант (С). Этот вариант СФГОС является нецензовым. Он рекомендован детям с умственной отсталостью, которая может выступать в качестве единственного нарушения, а также в сочетании с другими патологиями развития: с нарушением слуха, зрения, речи, ОДА, РАС. Кроме того, этот же вариант СФГОС рекомендован некоторым детям с ЗПР, для которых освоение цензового уровня образования по разным причинам оказывается невозможным.
      Осваивая третий вариант СФГОС, ребёнок находится в среде сверстников с ОВЗ.
     Четвёртый вариант (D) является нецензовым (это индивидуальный уровень). Он рекомендован тем детям, которые имеют умеренную, тяжёлую, глубокую умственную отсталость. При этом умственная отсталость в отдельных случаях может сочетаться с нарушениями слуха, зрения, ОДА, РАС. Содержание образования при четвёртом варианте разрабатывается исключительно с учётом индивидуальных возможностей и особенностей каждого ребёнка.
      По материалам сайта - http://school.omrc.ru/rekomendatsii-spetsialistov/rekomendatsii-defektologa/federalniy-zakon ("Школа первоКЛАССных родителей")
ВХОД НА САЙТ